Джон Ледженд (англ. - John Legend урожденный John Stephens)
Джон Ледженд (англ. - John Legend урожденный John Stephens род. 28 декабря 1978 года) - американский певец, автор песен, пианист и продюсер. Обладатель пяти премий Грэмми.
Настоящее имя Джона Ледженда - Джон Стивенс (John Stephens). Он утверждает, что одиозный псевдоним «Legend» - не его рук дело. «Когда я только начал сотрудничать с Канье Уэстом, с нами работал один парень, который говорил, что за роялем я напоминаю ему Стиви Уандера (Stevie Wonder). Он шутил, что я, наверное, явился из другого времени, где нет компьютеров. И в шутку называл меня «John Legend», подтрунивая над моей немного старомодной манерой исполнения. Через несколько месяцев оказалось, что люди в основном знают меня как «Джона Ледженда», а настоящего имени не знает почти никто. И пришлось смириться. Тем более что в последних сериях «Американского Идола» («American Idol», реалити-шоу) был персонаж по имени John Stephens - такой рыжий и кучерявый. Я не хотел бы, чтобы люди ассоциировали меня с ним».
Джон родился в типичном американском городке Спрингфилд в штате Огайо (Springfield, Ohio) 28 декабря 1978 года. Второй ребенок в многодетной небогатой семье, Джон с самого детства пристрастился к музыке. Отец будущей «Легенды» был барабанщиком, мать - солисткой и руководителем церковного хора. Бабушка Джона служила церковным органистом в Филадельфии. Как и водится в семьях афроамериканцев, в доме Джона всегда звучали джаз, блюз, госпел и соул. В возрасте 4-х лет Ледженд начал учиться игре на пианино, а с 11-ти лет - петь в церковном хоре Unity For Christ и сочинять несложные хоровые композиции. Его музыкальный талант очень помогал ему в учебе. Преподаватели были снисходительны к юному дарованию, тем более что Ледженд был старостой своего класса. Будучи младше одноклассников на два года, он выпустился в 16 лет и получил титул «короля выпускного бала».
В 1995 году Джон поступает в Национальный Университет в Пенсильвании, где продолжает заниматься музыкой в свободное от занятий время. Вскоре после поступления начинающий музыкант присоединяется к студенческому вокальному ансамблю Counterparts, вместе с которым время от времени выступает на разных студенческих мероприятиях и конкурсах талантов. Одновременно с этим Джон становится пианистом и руководителем церковного хора при церкви Bathel AME Church. Окончив университет, он получает специальность «консультанта по стратегическому менеджменту». Желая попробовать себя в этой области, Ледженд отправляется работать в Бостон, но студенческие знакомства не дают ему засиживаться в Массачусетсе.
«Мне было 19 лет, когда я впервые принял участие в записи серьезного профессионального альбома. Моя старая знакомая Тара Мишель (Tara Michel) работала бэк-вокалисткой у Лорин Хилл (Lauryn Hill) - они вместе учились в школе в Джерси. Когда я заканчивал колледж, они как раз записывали дебютный альбома «Miseducation Of Lauryn Hill». Лорин искала хорошего пианиста для песни «Everything Is Everything» и Тара посоветовала меня. Я записался вместе с ними и Лорин осталась довольна. Потом она приглашала меня участвовать в ее концертном ансамбле - и я был готов бросить колледж, чтобы отправиться в тур, но в последний момент Лорин передумала. Думаю, сейчас она жалеет об этом».
Не желая продолжать карьеру офисного муравья, Джон решает сфокусироваться на музыке. В период 2000-2001 годов он много пишет и много путешествует. Выступая на разогреве перед Musiq и Floetry в ходе их гастролей по США, Джон набирается опыта живых выступлений и учится взаимопониманию с публикой. За это время он записывает свой первый сольный альбом «John Stephens» и концертный сборник «Live At Jimmy’s Uptown». Обе пластинки вышли на независимых лейблах и не получили должной поддержки от бескорыстных владельцев этих студий. Сейчас их можно приобрести лишь по специальному заказу на официальном сайте исполнителя.
Мощным толчком для развития карьеры Джона Ледженда стала встреча с Кэни Уэстом. «В то время я часто выступал и записывал демо-материал очередного альбома, - вспоминает Джон. - В колледже я жил в одной комнате с Дэво Гаррисом (Devo Harris, aka Devo Springstein), двоюродным братом Кэни. Это был конец 2001 года и Уэст только начинал карьеру продюсера. Но сам он тогда еще не выступал. Он пришел посмотреть на мое выступление в Гарлеме, а через несколько месяцев пригласил меня для записи своего дебютного альбома. После он предложил мне свою помощь в записи моего собственного дебюта - несколько треков для «Get Lifted» мы записали вместе. Но до всеобщего признания было еще далеко: до этого я успел поработать с Jay-Z, Алишей Кис (Alicia Keys), Dilated Peoples, Black Eyed Peas и Джанет Джексон (Janet Jackson). А потом Кэни стал суперзвездой и началось полное сумасшествие. Меня начали показывать по телевидению, мое имя стало появляться на обложках альбомов. В общем, моя жизнь сильно изменилась после знакомства с Кэни».
«Get Lifted» вышел в конце 2004 года, в день рождения музыканта, явив миру самостоятельного и неизмеримо талантливого Джона Ледженда. Классическое сочетание рояльных пассажей с проникновенным глубоким вокалом и романтическими текстами вмиг нашло своего слушателя - альбом со старта занял третью позицию в национальном хит-параде и за первые несколько месяцев продажи стал платиновым. Композиция «The Ordinary People», вышедшая синглом, надолго засела в ротации большинства радиостанций мира. Помимо Кэни Уэста, в записи альбома засветился Снуп Догг (Snoop Dogg), а также вся семья Джона Ледженда. «В одной из песен мне подпевают все мои родственники. Я специально пригласил их для записи «I Don’t Have To Change». И они с радостью откликнулись на мое предложение, - говорит музыкант. - Приехали почти все: мои родители, братья и сестры, дядюшки и тетки, даже бабушка. Я хотел бы сделать бесплатный концерт в родном Спрингфилде, и на котором мы спели бы хором всей семьей».
После выхода «Get Lifted» на Ледженда проливным дождем посыпались награды. Достаточно вспомнить лишь восемь его номинаций Grammy, среди которых «Прорыв Года», «Лучшая Композиция R&B», «Лучший Альбом R&B», «Песня Года» и «Лучший Дуэт R&B». Жаль, что забрать удалось всего пять. В начале 2005 года Джон Ледженд отправился в совместное турне с Алишей Кис. Позже в этом же году состоялся дебют Джона в кинематографе. «Кевин Бэйкон снимал фильм «Loverboy», в котором играла его жена Кира Сэджвик. По сценарию у нас с ней был роман, и в одной из сцен мы должны были заниматься любовью на капоте машины. Я не знал, как прошли съемки до тех пор, пока Кевин не позвонил мне лично и не сказал, что у меня получилось лучше, чем обычно получалось у него», - смеется Джон.
Стремясь закрепить успех первого альбома, Джон откликался на все сыпавшиеся на него просьбы о сотрудничестве. Помимо гастрольного тура на разогреве у Алиши Кис, собравшем огромное количество зрителей по всей Америке и лестные отзывы в прессе, Джон принял участие в записи альбома Талиба Квели (Talib Kweli) «Beautiful Struggle». Кроме того, снялся в видеоклипе на песню Кэни Уэста и рэппера Twista «Slow Jamz». Его клавишный аккомпанемент и вокал пригодились певице Мэри Джей Блайдж (Mary J.Blige). Музыканта приглашают на важнейшие события общественной жизни Соединенных Штатов - так, он исполнял гимн США на баскетбольном «матче всех звезд» NBA, а также во время перерыва в финале Национальной Бейсбольной Лиги. Постепенно Джон Ледженд превращается в поп-соул идол Америки, подтверждая свой сценический псевдоним.
В интервью Джон не раз утверждал, что, несмотря на славу, признание и деньги, его цель в музыке - добиться полного взаимопонимания со слушателем, слиться с ним воедино. «Я никогда не делал музыку ради денег. Те чувства, которые я выражаю через свои песни - это чувства, которые я сам переживал или хотел бы пережить».
К записи второго альбома Джон Ледженд подошел еще более ответственно, пригласив к сотрудничеству Рафаэля Саадика (Raphael Saadiq), Крейга Стрита (Craig Street), will.i.am (участник Black Eyed Peas), Кэни Уэста и еще 80 малоизвестных студийных музыкантов. Творческий процесс был немного изменен по сравнению с «Get Lifted». Уэст и will.i.am искали подходящие сэмплы и ритмы, затем складывали их воедино, а задачей Джона было обернуть этот продукт своим глубоким голосом и романтическими текстами. Заглавной песней пластинки стала «Save Room» - вариация на тему древнего радиохита «Stormy» в исполнении популярного в 60-х филадельфийского квинтета Classics IV. Приятный голос Джона вдохнул в позабытую композицию новую жизнь. Остальные песни альбома «Once Again», как признается сам музыкант, были выстроены вокруг неспешной «Where Did My Baby Go». Эта песня была написана еще до выпуска первого альбома «Get Lifted», и долгое время не давала покоя Ледженду. В конце концов именно она задает настроение нового альбома. В песне «Coming Home» музыкант рискнул коснуться политической темы. Это история солдата, которому до смерти хочется домой, тем более что он не знает, сможет ли остаться в живых.
«В этом альбоме я хотел показать слушателю, что я повзрослел, - говорит музыкант. - Я не хочу назвать предыдущий альбом незрелым. Просто это был я тогдашний, а в «Once Again» люди могут увидеть меня сегодняшнего. И я очень старался, чтобы этот новый образ не разочаровал моих верных поклонников». И, похоже, со вторым альбомом действительно родился новый Джон Ледженд. Это опытный продюсер, который, однако, не забывает о главном своем призвании - будить в нас самые искренние и теплые чувства.